Словарь карточных терминов

  • КАБАЛЬНЫЙ МИЗЕР - условие в преферансе, по которому МИЗЕР может быть заказан только сразу, без участия в торговле. Игрок, участвовавший в торговле любыми другими заявками, не имеет права заказать мизер.
  • КАРТА ВХОДА - карта, которой можно передать ход в руку, содержащую КАРТУ УГРОЗЫ.
  • КАРТА УГРОЗЫ - см. УГРОЗА.
  • КИБИТЦЕР - сторонний наблюдатель, болельщик, наблюдающий за игрой. На соревнованиях по спортивному бриджу (если игра происходит в так называемой «спортивной комнате») за спиной у игрока располагаются иногда по несколько кибитцеров, среди которых есть и противники, изучающие стиль игры бриджиста. Естественно, от кибитцера требуется сдержанность и бесстрастность при наблюдении за чужой игрой.
    Этимология: от нем.: Kiebitz болельщик; от нем.: kiebitzen - подглядывать, а также вмешиваться в чужую игру.
  • КЛАССИКА - то же, что КЛАССИЧЕСКИЙ ПРЕФЕРАНС.
  • КЛАССИЧЕСКИЙ ПРЕФЕРАНС - разновидность преферанса, более других сохранившая правила, принятые среди игроков XIX в., за что и получила в современном языке название классической
  • КОЗЫРЬ - 1. масть, любая карта которой по правилам игры считается старше любой карты всех остальных (некозырных) мастей. Козырной или козырный - относящийся к козырю. Козыристый - богатый козырями, козырною мастью. Козырять, козырнуть - ходить с козыря, в козырную масть.
    Примеры употребления.Что у нас козыри? Нашему козырю всё под масть. Не один кулак бьёт, бьёт и козырь (Даль). • Что козырь? Черви. Мне ходить. Я бью. Нельзя ли погодить? (Пушкин. Наброски к замыслу о Фаусте). • ...Помолимся могущей судьбе, ниспосылающей смертным козыри... (Осип Сенковский. Арифметика). • Козырей в колоде каждому хватало (В.С. Высоцкий).
    2. (устар.) лоскут красного сукна с жёлтой нашивкой, который носили раскольники при Петре I. По всей видимости, именно с тех времён пошёл обычай метить одежду каторжан красно-жёлтыми нашивками в форме ромба, ассоциирующимися со знаком бубновой масти, с бубновым тузом. Вероятно, символика бубновой масти как воровской, «хозяйской», тюремной обязана своим происхождением этому лоскуту.
    3. другие, в большинстве своём устаревшие, значения слова козырь: заряды, патроны; трубки, цевки, нашитые на черкеске (кавказск.); порода голубей, козырный голубь, вихрун, шпанский, с вихроватым ошейником, гривкою вдвуряд, мастью рыжепегие; лист или тонкий пласт чего-либо, торчащий навесом или выгибом: зонт, навесец над дверью или крыльцом, навесец от солнца на окнах, маркиза; то же для защиты глаз от солнца, кожаный лоскут луною, пришитый к фуражке, шапке, - козырёк; верх башмачного передка, часть подъёма; высокий стоячий воротничок; головки саней, загнутая кверху часть.
    4. переносные, образные значения слова козырь:
    1. человек бойкий, расторопный, смелый; молодец, хват, важный, богатый, заносчивый.
    2. преимущество, сильный, решающий аргумент в споре, веское доказательство.
    3. человек, относящийся к козырной (в арготическом значении) масти. Синоним: авторитет (блат.).
    Этимология: по Фасмеру, слово козырь произошло от турецкого koz - козырь, старшая карта. В Этимологическом словаре русского языка под редакцией Н.М.Шанского рассматривается происхождение от трецкого же koz - орех (вероятно, от «орешек» как предмет игры); Ср. распространенную на Востоке детскую игру в орешки. Возможно и происхождение из алтайского козыр - крупный. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона приводит такую версию происхождения слова козырь: «Козырь - в до-Петровской Руси высокий стоячий воротник, закрывающий весь затылок. Делался из атласа, бархата, камки, обьяри, вышивался серебром и золотом, унизывался жемчугом с драгоценными камнями. Козырь составлял один из первых предметов щегольства; отсюда выражение ходить козырем. Отсюда же и название козыря - главенствующей масти в картах...»
  • КОЗЫРЯНЬЕ - действие по глаголу КОЗЫРЯТЬ.
  • КОЗЫРЯТЬ - 1. ходить с козыря, в козырную масть.
    2. (преф.) на распасовке (игре, в которой козырей нет в принципе) козырять означает: ходить в масть, которой нет у одного или у обоих партнеров. Ход этот бывает, как правило, невыгодным, так как партнёр сносит берущие карты другой масти.
    3. играть в карты, картёжничать.
    4. переносные, образные значения: выставлять что-либо как своё преимущество, хвастать чем-либо, использовать сильный довод в споре, веское доказательство; или даже грозить, стращать, корить, бранить, ругать. Козыриться - значит бойчиться, молодцоваться, храбриться, расходиться. Козыряться - значит перебраниваться, взаимно корить друг друга.
  • КОЛЕСО - преферансный термин, означающий 100 очков (вистов).
  • КОЛЛЕКТИВНЫЕ ИГРЫ - то же, что групповые игры, т.е. игры с участием нескольких человек (больше двух). В преферансе различают коллективную пульку (3-4 человека) и ГУСАРИКА - игру вдвоём.
  • КОЛОДА - полный комплект игральных карт. Различают колоды большую, среднюю и малую. Большая или полная колода состоит из 52 карт (от туза до двойки) или из 54 карт (с добавлением двух джокеров). Средняя колода содержит 36 карт (от туза до шестёрки); малая колода - 32 карты (от туза до семёрки). Малую колоду называют также пикетной, скатовой и преферансной - по названию знаменитых игр, в которые играют малой колодой.
  • КОЛОДУ ЗАРЯДИТЬ - (шул.) шулерский приём: подобрать карты и сложить их в колоду в определённом порядке. Зарядить колоду можно заранее или в процессе игры. О шулерских приёмах см. также ЧЁС, СКЛАДКА, СМЕНКА.
  • КОЛОДУ НАЧЕСАТЬ - (шул.) сделать СКЛАДКУ, зарядить колоду методом ЧЁС.
  • КОММЕРЧЕСКИЕ ИГРЫ - род игр, в которых выигрыш зависит в большей степени от умения, искусства игрока и в меньшей степени - от случая. Противопоставляются АЗАРТНЫМ ИГРАМ. Законодательство многих стран разделяло все игры на коммерческие и азартные. Азартные запрещались, а коммерческие разрешались. Коммерческие игры в старину назывались также степенными. К коммерческим играм относятся: вист, винт, бридж, преферанс, скат, кинг и др., в которых имеет место розыгрыш; игры, основанные на выкладывании комбинации карт, - Джин Рамми, криббидж и др.,; а также игры, сочетающие розыгрыш с выкладыванием комбинаций, - терц, деберц, белот и пр. Влияние везения в коммерческих играх не уничтожается совсем, но имеет не столь важное значение, как в играх азартных, что позволяет играть в коммерческие игры на деньги так же, как в азартные. Однако провести чёткую грань между коммерческими и азартными играми не всегда возможно.
    Этимология: из лат. commercium - торговля.
  • КОММУНИКАЦИИ - связь между двумя руками, возможность передать ход с одной руки на другую. В преферансе обычно имеется ввиду связь между руками вистующих. Коммуникации имеют большое значение в розыгрыше при проведении таких приёмов, как УБИТКА, СЮРКУП, СКВИЗ и др.
  • КОНСОЛЯЦИЯ - штрафные очки, род пени, взимаемые в различных играх сверх прямого проигрыша. В преферансе при РЕМИЗЕ играющего вистующие и сдатчик получают консоляцию в размере недобранного играющим количества взяток, помноженного на стоимость взятки. Например, при подсаде на шестерной без одной каждый пишет за фактическое число взяток плюс за одну - консоляцию за безвзятие (недобор взятки).
    Примеры употребления.В червях игру сквернейшую / Сыграл и - был без трёх! / Хотя в душе нотацию / Себе я прочитал, / Но тут же консоляцию / Сосед с меня взыскал (Некрасов. Говорун).
  • КОНТРАКТ - заказанная РАЗЫГРЫВАЮЩИМ игра.
  • КОНТРОЛЬ В МАСТИ - обладание ключевой картой (старшей или младшей), позволяющий взять (или отдать) взятку в нужный момент. Контроль в масти бывает важен, когда есть угроза отбора масти (контроль позволяет прервать КОММУНИКАЦИИ) или угроза УБИТКИ. Контроль важен при построении СКВИЗА и ВПУСТКИ, при защите от СЮРКУПА и во многих других ситуациях при розыгрыше. На мизере контроль в масти позволяет избежать ПАРОВОЗА.
  • КОНТРОЛЬКА - или контрольная карта - шулерский приём. При игре в преферанс и другие игры важная карта (например, туз) при тасовке держится в определённом месте, скажем верхней картой в колоде. После съёма сдающий складывает две половинки колоды, но не ровняет их, видя, где лежит контрольная карта. При сдаче он может контролировать, куда пошёл «заветный» туз. Сдающий постарается положить его себе или в ПРИКУП. Вот почему важно требовать, чтобы при сдаче прикуп всегда клали на одном и том же кругу, например четвёртой парой карт. Родственный по смыслу шулерский прием называется ЗАСЛАТЬ ПАКЕТ.
  • КОНЦОВКА - окончание розыгрыша, финал. В зависимости от количества оставшихся карт на руках различают трёхкарточную концовку, четырёхкарточную концовку и т.д. Такие приёмы, как СКВИЗ и ВПУСТКА, преследуют цель создать определённую позицию именно в концовке, когда противник вынужден сделать тот или иной невыгодный для себя снос или ход.
  • КОРОБОК - 1. (шул.) то же, что КОРОБОЧКА. См. также СНЯТЬ ПОД КОРОБОК.
    2. (шул.) шулерское приспособление - спичечный коробок с зеркальцем.
  • КОРОБОЧКА - (шул.) шулерский приём, применяемый тогда, когда нужно заставить партнёра снять колоду в нужном месте или (при игре с сообщником) указать сообщнику, в каком месте при съёме нужно разделить колоду на две части. Словарь В.Ф. Трахтенберга «Блатная музыка» (СПб, 1908) даёт следующее объяснение:
    Для этого «кусок», т.е. «сложенная» часть колоды и «пýста», не сложенная половина её, несколько сгибаются шулером в разные стороны. Делая вид, что «тасует» всю колоду, он в действительности лишь тасует «пýсту», находящуюся наверху, оставляя сочетания карт «куска» без изменения. Протягивая партнёру колоду для «съёмки», шулер слегка придерживает пальцем оттопыривающуюся от «куска» верхнюю часть её и, лишь когда партнёр коснётся колоды, отпускает её. Оттопыривающаяся часть сама лезет в руку партнёра, который невольно и снимаёт эту половину, так что «кусок» попадает наверх. «Что и требовалось доказать» - произносит в такую минуту шулер, давая этим знак клубным сгонщикам, что «коробочка» «прошла» и можно «сгонять» партнёров.
    В современном языке чаще используют слово коробок. См. также СНЯТЬ ПОД КОРОБОК.
  • КОРОТКАЯ МАСТЬ - масть, в которой у игрока количество карт от одной до трёх. Длина масти имеет значение при торговле, заказе козыря и выборе хода в таких играх, как винт, вист, преферанс и многих других, основанных на розыгрыше.
  • КОРРЕКТИРОВКА ОТДАЧ - то же, что КОРРЕКТИРОВКА СЧЁТА.
  • КОРРЕКТИРОВКА СЧЁТА - технический элемент подготовки СКВИЗА и ВПУСТКИ, заключающийся в отдаче взятки на ранней стадии розыгрыша.
  • КОТЁЛ - устаревшее понятие из игры преферанс. В старину существовала разновидность преферанса - игра с котлом, упоминаемая М. Шевляковским в книге «Коммерческие игры...». При игре с котлом игроки писали очки за РЕМИЗ (подсад) не на гору, как сейчас, а в специальную графу записи, называемую котлом. Разумеется, для каждого игрока - отдельной строкой. Можно было также просто класть соответствующую ремизу сумму денег на кон - в котёл. Когда пуля была закрыта, разыгрывали котёл. При этом договаривались, во сколько сдач будет разыгран котёл. По умолчанию, количество сдач соответствовало числу игроков. Тот, кто сыграет игры, забирал котёл или условленную его часть. При этом выигрыш за сыгранную шестерную был равен выигрышу за десятерную - важно было сыграть призовую игру. По смыслу это правило ближе всего к современной разновидности преферанса - игре со скачками. Легко проследить трансформацию понятия котёл в современную гору. Именно по причине своего происхождения она делится на число игроков.
    В Австрии и Югославии (разновидности Австрийский преферанс и Хорватский преферанс) до сих пор играют по очень сходным правилам. Игра ведётся на наличные: ставки кладутся на специальное блюдо в центре стола, которое является не чем иным, как котлом.
  • КРУГ - в играх с участием нескольких человек, когда сдают по очереди, кругом называют часть игры, в течение которой каждый из игроков сдаёт карты по одному разу. То есть колода должна описать полный круг и вернуться к тому, кто сдавал первым. В КЛАССИЧЕСКОМ ПРЕФЕРАНСЕ игра начинается с нескольких (по договорённости) кругов распасовки. В некоторых компаниях, когда пулька у всех игроков закрыта, по просьбе одного из игроков и по всеобщему согласию играют один или два дополнительных круга (т.е. каждый сдаёт по одному или по два раза). При этом игры, ввиду закрытой пульки, списываются с горы. Такой заключительный аккорд в игре называется в шутку «круг почёта». Обычно его инициатором выступает проигравший, имеющий самую большую горку и желающий хоть немного поправить своё положение под занавес.
    Примеры употребления.«Господа! - обращается П.А. к коллегии. - Ещё один круг и я думаю уходить. Вы как?» (Въ ........мъ клубе. Записки игрока Мортууса).
  • КРУГ ПОЧЁТА - заключительный КРУГ в преферансной пульке, играемый в некоторых компаниях по договоренности между партнерами.
  • КРУТИТЬ МЕЛЬНИЦУ - применять против играющего приём в розыгрыше, называемый МЕЛЬНИЦА. Особенно эффективен, когда вистующие играют втёмную.
  • КУПИТЬ - выражение, употребляемое в играх с ПРИКУПОМ. Означает взять прикуп или взять карты из прикупа, Например, в преферансе: первый игрок говорит пас, второй игрок говорит пас, тогда третий игрок говорит купил на раз, что означает - прикупаю к шести пикам.
    Примеры употребления.«Купил», - сказал один игрок. «Бубны», - перебил его партнёр (Писемский. С.П. Хозар и М. Ступицина). • Карамышев: «Тебе сегодня невозможно везёт - третий робер взяла... Это невыносимо. Ты ни с чем покупаешь» (Невежин. В родном углу).
  • КУРОЧКА - устаревшее понятие из игры преферанс. В старину существовала разновидность преферанса - игра с курочкой, упоминаемая М. Шевляковским в книге «Коммерческие игры...». При игре с курочкой игроки списывали очки за сыгранную игру «с игры и с курочки» (т.е., например, за шестерную - два в пулю, два с курочки). Причём в пулю именно не прибавляли, как сейчас, а списывали с определённой суммы в пуле. Курочка при этом соответствовала горе. Существовал ряд особых правил, как-то: когда курочка списана до нуля, начинали играть с ответственным вистом и т.д. В настоящее время это понятие практически незнакомо даже профессиональным игрокам.

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика